Новости
Инклюзивное образование
Осенью на заседаниях Государственной Думы будет рассмотрен Законопроект об инклюзивном образовании. В свою очередь 2-3 июня 2012 года Фонд общественного мнения провел социологический опрос среди россиян и обнародовал полученные данные. По результатам соцопроса о возможности обучения детей-инвалидов в обычной школе высказались 1500 респондентов из 43 субъектов РФ.
Inklusivnoe_obrazovanie (результаты опроса)
Сегодня число российских школ, практикующих систему инклюзивного образования, при которой дети с ограниченными возможностями учатся вместе со своими обычными сверстниками и получают один и тот же объём знаний, растёт с каждым годом. Но действительно ли это нужно детям, родителям и учителям?
Об этом в Мультимедийном пресс-центре РИА Новости спорили гости проекта "Открытый показ".
"Для того, чтобы появилось отношение к инклюзивному образованию, оно должно быть. Пока его нет. Есть несколько школ, которым было определено это сверху — и они взяли под козырёк. Некоторые не взяли". Анна Грешных, преподаватель РГГУ и Сретенской духовной академии.
"Если объявят: все школы должны принимать [детей с ограниченными возможностями], то мы поставим в плохую ситуацию и детей с особенностями, и без, и родителей, и учителей", — призывает не спешить с реформами руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Елена Самсонова. — "Вот ребята говорят: нам повезло, мы попали к хорошим учителям. А большинству не повезёт, кто-то попадёт в нетолерантную среду, кто-то к непрофессиональным педагогам. Дети становятся заложниками случайности, а это непрофессионально. Мы не готовы к инклюзии, мы играем в рулетку. Для этого государством должна быть создана, профинансирована и внедрена технология: как и в какую школу попадает ребёнок. И потом, мы говорим в общем, а инвалидность — она разная. И какая-то, например, связана с затрудённой коммуникацей, нарушением познавательных способностей. Зачем таким детям в обычную школу?"
Женя Ляпин, один из героев фильма "О любви", каждый день сталкивается с проблемами. Но не с однокурсниками и преподавателями, а с лестницей на пятый этаж: "К концу первой лекции папа поднимал меня наверх. А дальше — это был эксперимент. Я объяснял друзьям, как обращаться с коляской на лестнице. И надо сказать, ни одного косого взгляда. Я говорю: "Стучите во все двери и вам откроют". И всё же родители Жени собирают деньги на специальное кресло, которое умеет шагать по лестницам. Стоит такое чудо техники 650 тысяч рублей. Анна Грешных, передвигающаяся на костылях, Женин оптимизм тоже не разделяет: "Любого, кто приходит в РГГУ, встречают шесть ступеней. И они непреодолимы".
Впрочем, главную проблему она видит не в необустроенной среде, а в том, что вуз почти всегда становится первым опытом социализации людей с ограниченными возможностями — ведь школу они почти всегда заканчивают на дому. И с состоянием здоровья их проблемы никак не связаны. "Зачастую от резкости преподавателя можно услышать в ответ и повышенные тона, — объясняет Грешных. — Взрослый человек может заплакать, затрястись. Это безмерно раздражает университетских преподавателей. Как раздражал их один студент, который после первого занятия знакомился со всеми преподавателями лично — он так преодолевал глубокие внутренние барьеры. И приходится объяснять коллегам, что это следствие не болезни, а изоляции. Они учатся тому, что обычный ребёнок осваивает в начальной школе".
"Сколько бы лет ни прошло у нас с момента объявления инклюзивного образования, всегда будут дети, которым нужны разные пути, разные образовательные маршруты". Максим Бушмелев, учитель-дефектолог школы "Ковчег".
Над этим работает руководитель проектов по инклюзивному образованию общественной организации инвалидов "Перспектива" Юлия Симонова — только не со взрослыми, а с детьми. Не боясь ни лестниц, ни возможного непонимания, она в своём инвалидном кресле приезжает в школы, где "Перспектива" устраивает "уроки доброты". "Дети спрашивают: а как вы одеваетесь? А как вы спите? А как вы перемещаетесь по городу? И оказывается, что им это интересно. Педагоги говорят, что улучшается атмосфра в школе", — рассказывает Симонова. "Есть такое понятие — вертикаль инклюзии. Подростки прекрасны, но просто в силу возраста нетолерантны и жестоки. И если они ещё в детском саду узнают, что такое ограниченые возможности, они потом даже не будут даже замечать, что эти люди другие", — говорит руководитель психологической службы Ломоносовской школы Лариса Кобзева.
РИА Новости http://ria.ru/openshow_blog/20131017/970707878.html#ixzz2wUAL31Lp
Таким образом, можно сделать вывод о том, что еще с детского сада должно начинаться инклюзивное образование, воспитание, при котором еще в детстве дети начнут хорошо относиться к людям с ограниченными возможностями. Конечно, следует также учитывать и категорию инвалидности, но толерантное отношение к близкому человеку должно формироваться с самого детства, и в этом полная ответственность на правильном воспитании хорошего отношения к близким людям.
Также предлагаем Вашему вниманию от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» .