Новости
Чтобы создать комфортную среду для слепых, кафе и рестораны Москвы будут оборудованы специальными тактильными указателями, которые помогут инвалидам по зрению самостоятельно дойти от метро, а также найти гардероб, туалет и кассу. Как рассказал «Известиям» представитель Всероссийского общества слепых (ВОС) Сергей Ваньшин, сотрудники общепита пройдут однодневный тренинг, где их научат, как нужно вести себя с незрячими посетителями. Первые заведения удобные для слабовидящих появятся в столице в рамках пилотного проекта к 13 ноября — Международному дню слепых. В дальнейшем аналогичные места могут появиться во всех административных округах Москвы.
— Перед инвалидами по зрению при посещении кафе возникает несколько проблем: как добраться до нужного места, понять, где разместиться, определиться с заказом и последнее — рассчитаться, чтобы при этом тебя не обманули, — рассказал Сергей Ваньшин, генеральный директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов — Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени Общества слепых «Реакомп» при ВОС.
По словам Ваньшина, для создания комфортной среды для слепых в первую очередь нужно научить сотрудников общепита, как правильно себя вести.
— В рамках пилотного проекта мы проведем однодневный инструктаж с сотрудниками, где расскажем основные правила поведения, — сказал он. — Например, мало кто знает, как надо правильно сопровождать слепого. Нужно подать ему локоть и провести под руку до столика, а не толкать впереди себя. Кроме того, категорически запрещается класть сдачу на стол, надо вложить в руку, предварительно разложив купюры по достоинству.
Чтобы слепые могли самостоятельно добраться до кафе, планируется оборудовать путь от метро до места общепита наземными тактильными указателями, которые помогают незрячим ориентироваться в открытом пространстве.
— Внутри кафе, особенно если его площадь очень большая, нужно будет проложить специальную дорожку, по которой слепой дойдет до гардероба, туалета или кассы. Первая и последняя ступени лестницы должны быть окрашены в желтый цвет, а также на прозрачные двери нужно наклеить желтые круги, чтобы могли ориентироваться слабовидящие, — пояснил Ваньшин.
Предполагается, что меню в оборудованных кафе будет распечатано по системе Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми). Также возможно использование «голосового» меню, чтобы инвалид мог нажать кнопку и прослушать ассортимент.
По словам экспертов подобные практики приспособления общественных мест для инвалидов по зрению есть и в Европе.
— Например, в Берлине существуют кинотеатры, оборудованные необходимыми средствами для комфортного времяпрепровождения инвалидов — это и пандусы для колясочников, и рифленые дорожки, а также аудиодескрипция — для слепых. Последняя подразумевает наушник для посетителя, c помощью которого диктор описывает инвалиду по зрению картинку на экране, — говорит Ваньшин. — Также существуют гостиницы, где могли бы остановиться инвалиды. Насколько я знаю, персонал таких заведений проходил инструктаж по общению с людьми с ограниченными возможностями. Что касается общественного питания, то мы, скорее всего, будем первыми. Сегодня в Москве почти нет мест, где может комфортно пообедать слепой человек, и эту проблему нужно решать.
Первой сетью удобной для слабовидящих станет кафе «Гранатовый сад» (четыре заведения). В случае успеха пилотного проекта аналогичные кафе могут появиться во всех административных округах Москвы.
— Мы сможем учесть все нюансы, высчитать необходимые затраты, после чего мы уже обратимся за поддержкой в департамент социальной защиты Москвы, чтобы создать такие места в каждом округе или в зонах компактного проживания слепых, — сказал Ваньшин.
Уже сейчас выразили готовность поддержать проект руководители таких ресторанов Москвы, как «Кофеин», «IL Патио», «Планета Суши», «Менделеев Бар», Rolling Stone, Noodles Bar, Novikov Restaurant & Bar.
Управляющий сети предприятий ОАО «Корса», куда входит кафе «Гранатовый сад», Сергей Вартанов объяснил, что, помимо общечеловеческих мотивов, им движут и коммерческие интересы.
— Как любое коммерческое предприятие, мы видим в этом проекте и возможную прибыль, — сказал он. — Это позволит нам обслуживать еще одну категорию людей, которые хотели бы посещать рестораны, но из-за неквалифицированных работников сферы общепита и отсутствия должного оборудования, не могут этого делать.
Валерия Силина, вице-президент по маркетингу компании «Росинтер Ресторантс Холдинг» («Планета Суши», «IL Патио», TGI Fridays, Costa Coffee и др.) отметила, что любая инициатива по поддержке людей с ограниченными возможностями, которая помогает их социальной поддержке и адаптации, приветствуется. Конечно, от ВОС потребуется конкретная программа по обучению персонала, которую легко внедрить.
— Общество слепых должно подготовить программу, возможно, обучить волонтеров, которые, в свою очередь, будут передавать навыки работы со слепыми уже сотрудникам ресторанов, — сказала Силина. — Если же они, например, просто выдадут методички, то это не будет эффективно. Ведь нужно на практике показать, как правильно работать с такими людьми.
По словам президента сети кофеен «Кофеин» Евгения Когана, если в рамках пилотного проекта станет понятно, что это действительно востребовано, то он также может присоединиться к акции.
Ресторатор Александр Соркин, совладелец проектов Rolling Stone, Noodles Bar, «Менделеев Бар», Novikov Restaurant & Bar, рассказал, что любой ресторан может себе позволить оборудовать помещение для слепых.
— Технически это сделать несложно, но, на мой взгляд, проблема заключается не в том, что рестораны плохо оборудованы, а в отношении российского общества к инвалидам. По сравнению с Западом у нас всё выглядит очень ущербно, даже пандусы для колясочников — это в основном единичные инициативы руководителей ресторанов, тогда ка в Европе инвалиды могут чуть ли не на лодку заехать на коляске, — сказал Соркин.
По словам председателя ВОС Александра Мошковского, при обучении персонала общению с незрячими необходимо уделить особое внимание встрече клиента у входа.
— Маломобильных посетителей надо аккуратно довести до столика, показать, где находится уборная, и рассказать, что и где лежит на столе. Также важно, чтобы при сервировке стола не использовалась хрупкая посуда, например фужеры на тонкой ножке, которые могут случайно задеть слабовидящие, — сказал Мошковский. — Отдельно надо продумать систему оперативной связи с официантом, которой можно будет воспользоваться при первой необходимости.
Между исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица считает, что оборудование кафе под нужды маломобильных граждан абсолютно не гарантирует дополнительного притока клиентов.
— Оснащение помещения тактильной плиткой, указателями-наклейками для слабовидящих и проведение тренинга для персонала не требует крупных вложений от владельцев ресторанов. Оно обойдется предприятию примерно 200–300 тыс. рублей, — пояснила Перепелица. — Однако обещаемая доступность заведений абсолютно не гарантирует, что слепые станут часто их посещать. Низкий уровень дохода людей с ограниченными возможностями не дает возможности рассчитывать на них как на целевую аудиторию.
Источник: neinvalid.ru