Правила поведения собеседника человека с нарушенным слухом.
Обычно слышащие люди при встрече с человеком, у которого нарушен слух, начинают кричать ему в ухо, думая что именно ему и требуется звуковое "усиление". Вовсе нет. Нужно прежде всего хорошее артикулирование. И, ясное дело, говорите только тогда, когда человек с пролемами слуха на Вас смотрит. Если же что-то хотите ему сказать, привлеките его внимание воздушным "зовом" руки или дотрагиванием до плеча. И говорите только после того, как он обернётся и посмотрит на Вас. Вы должны смотреть друг на друга, и тогда можно говорить с ним.
Вот несколько несложных правил, которые помогут Вам при беседе с человеком с нарушениями слуха и помогут избежать дискомфорта как Вам, так и вашему собеседнику.
1.Всегда располагаться лицом к источнику света.
2.Говорить в нормальном (не очень быстром и не очень медленном) темпе. Не кричать.
3.Не кивать головой при произнесении любого речевого материала.
4.Не размахивать руками (не жестикулировать) , не закрывать руками нижнюю часть лица.
5.Следить за тем, насколько собеседник понимает вашу речь. Для такого уточнения надо временами просить повторить ваши слова.
6.Быть к собеседнику доброжелательным, не показывать своего недовольства.
7.Владеть способами помощи собеседнику в случаях затруднений при считывании с губ речевого материала. Имеется в виду: ◦письмо указкой (невидимое, контурное изображение букв) — написать только то слово, которое не понимает собеседник; написать слово-"ключ" ко всему предложению; написать предлог, который не виден на губах. Писать можно: обратной стороной карандаша, ручки; пальцем — на столе, на руке, на стене; палочкой на земле, на снегу;
◦повторение всей фразы в более медленном темпе, но без выраженной артикуляции;
◦попросить более точно повторить движения ваших губ;
◦сделать перестановку слов во фразе, построив ее в наиболее общепринятой, устояв шейся форме;
◦заменить то или слово в фразе, не изменяя при этом ее смысла;
◦написать всю фразу с последующим одновременным проговариванием.